тел. +7 351 2614611

Комментарий к лесному закону.

Комментарий к статье 8 Кодекса


     Состав земель лесного фонда имеет сложную структуру, которая обусловлена  особенностями использования отдельных частей - участков лесного фонда. Эти  земли подразделяются на лесные и нелесные. Такое деление предопределено целевым

назначением двух названных разновидностей земель. Хотя ст.8 не упоминает общего

принципа земельного права "соблюдение целевого назначения земель", он явно

выражен в содержании данной статьи. Лесные земли предназначены для выращивания

лесов, продуктивного их использования и воспроизводства. Этим целям служат

и те участки лесного фонда, которые в течение короткого или длительного срока

не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они предназначены

для ее восстановления, поэтому относятся к лесным землям, даже если временно

по каким-то причинам пустуют.

     Нелесные земли - это участки, не только не занятые лесами, но и не предназначенные

для выращивания леса. Они предназначены для других нужд лесного хозяйства

- устройства просек, дорог и т.д. Важную часть нелесных земель составляют

сельскохозяйственные угодья. Лесные земли отграничиваются от нелесных земель

в порядке лесоустройства (ст.72 ЛК РФ).

     Как лесные, так и нелесные земли в свою очередь имеют определенные составные

части - участки, характеризующиеся природно-естественными качествами и правовым

режимом использования. Участки лесных земель, удобные для выращивания леса,

специально учитываются органами лесного хозяйства, на них планируется лесовозобновление,

охраняется естественный лесной подрост (молодняк), проводятся другие мероприятия

для ведения интенсивного лесного хозяйства (лесопосадки и т.п.).

     Нельзя произвольно (без решения компетентных государственных органов

лесного хозяйства) изменять целевое назначение лесных земель; перевод их в

нелесные возможен в порядке, установленном ст.63 и 64 ЛК РФ (см. комментарий).

     Поскольку лесные земли предназначены для лесоразведения и бывают лишь

временно свободными, то отвод их местными органами власти для других целей

может производиться только во временное пользование по согласованию с органами

лесного хозяйства. При необходимости их использования для нужд лесного хозяйства

они могут быть изъяты у временных владельцев.

     Нелесные земли делятся на участки, предназначенные для нужд лесного хозяйства

и не имеющие такого предназначения: болота, каменистые почвы (россыпи), другие

неудобные для использования земли. Наиболее ценными в лесном хозяйстве являются,

безусловно, участки, пригодные для использования в качестве сельскохозяйственных

угодий. Из этих земель выделяются служебные земельные наделы для работников

лесного хозяйства; на них организуются подсобные сельскохозяйственные предприятия,

агроцеха, сенокосы, пастьба скота и т.п.

     В местах проживания малочисленных народов и этнических групп местные

администрации предоставляют гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам

и сельскохозяйственным предприятиям земли лесного фонда для северного оленеводства

и охотничьего промысла на условиях, определяемых по согласованию с органами

лесного хозяйства.

     Особенность правового режима земель лесного фонда состоит в том, что

порядок их использования и охраны регулируется не только лесным, но и земельным

законодательством. Эти земли являются одной из составных частей (категорий)

всего земельного фонда Российской Федерации. Поэтому общие и специальные положения

Земельного кодекса РСФСР (в части, касающейся земель лесного фонда) распространяются

на те земельные отношения, которые возникают при использовании земель лесного

фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд (ст.24, 25, 26, 27, 28 ЗК

РСФСР). Пользователи земель лесного фонда обязаны выполнять требования, указанные

в ст.52 и 53 ЗК РСФСР. Статьи 54 и 55 ЗК РСФСР гарантируют защиту их земельных

прав и обеспечивают гарантии возмещения им убытков в полном объеме при изъятии

у них земельных участков для государственных, общественных или муниципальных

нужд.

     В Лесном кодексе нет статей, посвященных охране земель лесного фонда

и земель лесов, не входящих в лесной фонд. Глава 12 Лесного кодекса (ст.92-102)

предусматривает меры по охране и защите лесов, не касаясь вопросов охраны

земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд. Решение этих

вопросов обеспечивается ст.100-106 ЗК РСФСР.

     Известно, какой вред земельным угодьям в лесах причиняют лесозаготовительные

предприятия, если они нарушают требования об охране земель. При рубке древесины

и ее трелевке, вывозе к пунктам складирования разрушается верхний плодородный

слой почвы, а при заготовке древесины на склонах повреждение почвы приводит

к ее интенсивной эрозии и порче. Лесозаготовители обязаны не допускать подобных

явлений, восстанавливая плодородие нарушенных земель и, что самое главное,

вести заготовку древесины способами, не допускающими порчу земель. В лесах

Российской Федерации проводятся мероприятия по защите земель от подтопления

и заболачивания, их мелиорация (осушение), другие работы по повышению продуктивности

земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд (подробнее

см.: Земля и право. Пособие для землевладельцев / Под ред. С.А.Боголюбова.

М., 1997).


  

Комментарий к статье 101 Кодекса


     Настоящая статья по сравнению со ст.63 Основ лесного законодательства

Российской Федерации существенно расширяет перечень хозяйствующих субъектов,

в отношении которых установлены соответствующие требования. Они распространяются

теперь не только на субъектов, чья деятельность уже "оказывает негативное

воздействие на состояние лесов", но и на тех, чья деятельность "может оказать"

такое воздействие.

     Вместе с тем в статье назван только один показатель негативного воздействия

- "состояние лесов", тогда как в ст.63 Основ 1993 года их было два - "состояние

и воспроизводство лесов". Это, по нашему мнению, может способствовать безнаказанности

негативного воздействия хозяйствующих субъектов на непокрытые лесом, да и

нелесные земли лесного фонда и на аналогичные составляющие (земли, части)

участков лесов, не входящих в лесной фонд (см. ст.9 ЛК РФ).

     Что касается изменения наименований органов, с которыми хозяйствующие субъекты должны проводить согласование мероприятий по охране и защите лесов, то они прямо обусловлены ст.14, 52 и 53 Лесного кодекса.

     Статья 101 корреспондирует со следующей статьей 102 Кодекса, которая

подтверждает право общественного экологического контроля, введенного Законом

РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст.72), и вместе с тем ограничивает

по сравнению с прежним лесным законодательством (ст.65 Основ лесного законодательства)

рамки его деятельности только законодательством Российской Федерации.


Комментарий к статье 102 Кодекса


     Комментируемая статья может быть правильно осмыслена в контексте ст.96

и 101 настоящего Кодекса (см. комментарий к ним). Основными законами, регулирующими

указанные в статье вопросы, являются Закон Российской Федерации от 19 декабря

1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями,

внесенными Законами Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня

1993 г.)*(67) и Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"*(68).

     В соответствии с первым из них граждане вправе принимать участие в собраниях,

митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране

окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями,

требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления

своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены

решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации

экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности

предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую

среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности

виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда,

причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями

(см. комментарий к Закону "Об охране окружающей природной среды" под ред.

С.А.Боголюбова. М., 1997).

     Предусматриваются обширные полномочия общественных экологических объединений

в области охраны окружающей среды (ст.13 того же Закона). Уместно, однако,

заметить недостаточное использование гражданами и их объединениями своих полномочий,

слабую активность в реализации своих прав и защите природных ресурсов (подробнее

см.: С.А.Боголюбов. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных

объединений. М., 1996). Между тем и Конституция Российской Федерации, и ст.12

Закона "Об охране окружающей природной среды" обязывают граждан "принимать

участие в охране окружающей природной среды": по нашему мнению, это включает

в себя и необходимость реализации их выше перечисленных экологических полномочий.

     Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры,

целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений

должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах

- общедоступной.

     Свобода деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В

соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" государство

обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений,

оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление

им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться

в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ; заключения

договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального

заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных

объединений на конкурсной основе.

     Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений

в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается,

за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

     Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных

законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного

самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по

согласованию с ними.

     Это прежде всего государственная регистрация общественного объединения

органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа

общественного объединения. Правоспособность общественного объединения как

юридического лица возникает с момента государственной регистрации, но объединение

считается созданным с момента утверждения устава и формирования руководящих

и контрольно-ревизионных органов на съезде (конференции) или общем собрании

общественного объединения.

     Все профессиональные союзы должны быть равны перед законом. Специфическая

деятельность профессиональных союзов стимулируется, а особенности, связанные

с их созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией регулируются

законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с

Законом "Об общественных объединениях".

     Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной

основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижении общих

целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться

от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных

объединений.

     Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения

без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного

самоуправлении, а также право вступать в такие общественные объединения на

условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения

могут регистрироваться в порядке предусмотренном Законом "Об общественных

объединениях" и приобретать права юридического лица либо функционировать без

государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

     Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан

рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять

одно из решений: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям

свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной

регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который

может быть обжалован в судебном порядке.

     Перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного

объединения, включает обстоятельства, предусмотренные ч.5 ст.13 Конституции

Российской Федерации, другие основания, строго предусмотренные Законом "Об

общественных объединениях". Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности

создания общественного объединения не допускается. Отказ в государственной

регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд. Кроме того,

отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи документов

на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших

отказ (учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения законодательства

Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации

данного объединения).

     Устав объединений должен предусматривать цели, задачи, структуру и территорию

деятельности общественного объединения, условия, порядок приема и выхода,

права и обязанности членов (участников), полномочия, порядок образования и

сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного

имущества общественного объединения и его организаций.

     Равенство общественных объединений проявляется в равенстве их прав в

общественной и хозяйственной деятельности.

     Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих

целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти

и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов

своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами

и законодательством России.

     Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства

массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях

выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в

собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь,

имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные

средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов

(если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов,

пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных

мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной

деятельности, не запрещенной законом.

     Конституцией предусматривается перечень оснований, при наличии которых

запрещается создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации

устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации -

действия общественного объединения. И то и другое возложено на учреждения

Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего

органа общественного объединения представления принятых решений, направлять

своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях,

получать объяснения от членов объединений.

     Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том,

что им гарантируется самостоятельность в принятии уставов и избрании руководящих

органов, составлении программы и управлении собственностью, распространении

информации о своей деятельности и выступлении с инициативами по различным

вопросам общественной жизни. Условия и порядок приобретения, утраты членства,

включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются

уставами общественных объединений.

     Требование об указании в официальных документах на членство или участие

в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или

непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием

для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством

каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

России.

     В законодательстве предусматриваются меры против злоупотреблений правом

на объединение. Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по

решению суда на основании заявления прокурора в случаях несоблюдения ч.5 ст.13

Конституции Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан,

иных неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематического

совершения деятельности, противоречащей уставным целям. Государство, его органы,

общественные объединения и граждане несут равную ответственность за соблюдение

законодательства об общественных объединениях. В случаях нарушений незарегистрированными

общественными объединениями ответственность несут лица, входящие в состав

руководящих органов этих объединений.

     Статьей 239 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается

уголовная ответственность за организацию объединения, деятельность которого

сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами

на личность или права граждан либо с побуждением граждан к отказу от исполнения

гражданских обязанностей. Законом об общественных объединениях предусматриваются

следующие обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство

России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы

и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий

общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного

места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия,

данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых

в единый государственный реестр юридических лиц.

     В случае нарушения общественными объединениями законов, а также совершения

иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в

руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных

нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок

эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается

на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления

прокурора.

     Орган, регистрирующий общественные объединений, вправе подать заявление

в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных

предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном

законом порядке или не признаны судом не основанными на законе.

     В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок,

установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств

массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации

и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать

банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и

трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате

штрафов.

     Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного

объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления

его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение

возобновляет свою деятельность (подробнее см.: Комментарий к Конституции Российской

Федерации. М., 1996. С.117-124, 184-189, 246-249).

     Последние десятилетия развивается институт участия общественности в охране

природных ресурсов и окружающей среды в форме организации общественных инспекций:

наука и практика не раз обсуждали концепции их природоохранной деятельности

- от самостоятельного проведения рейдов и наложения административных взысканий

через дружины и товарищеские суды до сотрудничества со специально уполномоченными

государственными органами и выполнения поручений исключительно по их заказам

и под их контролем (подробнее см.: Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность

общественности: правовые формы. М., 1989). Функционировали общественные охотничья,

рыбоохранная, сельскохозяйственная, природоохранная (экологическая) и другие

инспекции.

     Приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от

4 января 1994 г. N 6 утверждено Примерное положение об общественной лесной

инспекции, являющейся добровольным формированием, действующим на основе равноправия

ее членов, самоуправления, законности и гласности. Общественная лесная инспекция

считается местным органом общественного контроля и ставит своей задачей проверку

выполнения требований лесного законодательства Российской Федерации и Закона

"Об охране окружающей природной среды" предприятиями, учреждениями и организациями

независимо от форм их собственности и подчиненности, должностными лицами и

гражданами. Члены общественной лесной инспекции получают статус лесных инспекторов.

     За активное участие в охране и защите леса общественные лесные инспекторы

поощряются органами местного самоуправления и органами управления лесным фондом,

отличившиеся общественные лесные инспекторы награждаются значком "За сбережение

и приумножение лесных богатств Российской Федерации", другими нагрудными знаками.

     Согласно Примерному положению администрация лесхозов и лесничеств обязана

помогать общественным лесным инспекторам в изучении нормативно-правового материала

по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в проведении

с ними инструктажа по вопросам контрольной деятельности, содействовать инспекторам

в предоставлении помещений для проведения собраний, размещения штаба инспекции

и по другим вопросам.

     Общественные лесные инспекторы, в частности, обязаны:

     вести разъяснительную работу с населением по вопросам сбережения и приумножения

лесных богатств;

     при обнаружении лесного пожара непосредственно принимать меры к его тушению

с одновременным извещением об этом работников лесхозов и лесничеств, органов

местного самоуправления; помогать лесхозу и лесничеству в организации работ

по тушению пожаров, в том числе с участием населения, привлекаемого для этих

целей в установленном порядке (см. также: ст.94-97 ЛК РФ и комментарий к ним);

     принимать меры к прекращению незаконной рубки леса, незаконной пастьбы

скота, незаконного сенокошения и иного незаконного пользования участками лесного

фонда, а также незаконной охоты на территории лесного фонда;

     передавать составленные ими протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности

в лесах, нарушениях правил лесопользования и других нарушениях лесного законодательства,

а также протоколов о незаконной охоте на территории лесного фонда лесхозу,

лесничеству;

     сообщать органам государственной власти и управления, правоохранительным

и природоохранительным органам о выявленных недостатках и нарушениях в области

использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

     Общественные лесные инспекторы согласно Примерному положению имеют право:

     проверять соблюдение требований лесного законодательства и законодательства

об охране окружающей среды предприятиями, организациями и учреждениями независимо

от форм их собственности и подчинения, а также гражданами;

     составлять протоколы о выявленных нарушениях лесного законодательства

самостоятельно, совместно с работниками государственной лесной охраны и государственными

инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством,

охраной и защитой лесов;

     проверять документы на право рубки и вывозки леса, пастьбы скота, сенокошения,

иного пользования участниками лесного фонда, охоты;

     задерживать в установленном порядке лиц, виновных в возникновении лесных

пожаров, незаконных рубках и других нарушениях лесного законодательства, а

также нарушениях правил и сроков охоты, и при необходимости доставлять их

в соответствующие органы;

     составлять протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах,

нарушениях правил лесопользования, иных нарушениях лесного законодательства,

протоколы о незаконной охоте на территории лесного фонда;

     вносить в лесхоз, лесничество, вышестоящие органы управления лесным хозяйством

предложения по улучшению дела охраны и защиты леса, использования лесных ресурсов;

     в установленном порядке задерживать в лесу, по пути из леса или на месте

потребления незаконно добытую лесонарушителем продукцию;

     ставить перед органами государственной власти и управления лесным хозяйством

вопросы о принятии мер для устранения нарушений лесного законодательства и

наказании виновных в соответствии с действующим законодательством.

     Таким образом, во-первых, права и обязанности инспекторов, предоставляющие

им определенные полномочия, дополняют друг друга и нередко пересекаются; во-вторых,

они достаточно емки и определенны, для того чтобы решать поставленные задачи;

в-третьих, решение вопросов охраны природы общественностью на основании утвержденного

государственным органом положения во многом зависит от зрелости, активности

и правовой культуры граждан, эффективности их взаимодействия с курирующим

государственным органом.

  


Комментарий к статье 12 Кодекса


     В гражданском законодательстве под термином "оборотоспособность" понимается

возможность свободного распоряжения объектами гражданских прав посредством

их передачи другим лицам, то есть возможность отчуждения объекта по договору

купли-продажи, мены либо дарения или перехода от одного лица к другому в порядке

универсального правопреемства (при наследовании или реорганизации юридического

лица).

     По общему правилу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться

или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства

(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они

не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п.1. ст.129 ГК РФ). К числу

изъятых из оборота или ограниченных в обороте относятся природные ресурсы.

     В соответствии с п.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут

отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той

мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Это означает, что ГК РФ закрепляет приоритет в регулировании вопросов оборотоспособности

природных ресурсов не за гражданским законодательством, а за законодательством

о природных ресурсах, в данном случае - лесным законодательством.

     Лесной кодекс устанавливает общее требование о том, что оборот лесного фонда не допускается. Это же положение распространяется и на участки лесов,

не входящих в лесной фонд. Данная лесная растительность, согласно ст.19 ЛК

РФ, признается объектом права федеральной собственности (за исключением городских

лесов). Лесной кодекс запрещает совершение сделок купли-продажи, залога и

других сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение участков лесного

фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд. Сделки, совершенные

с нарушением лесного законодательства, являются недействительными (см. ст.112

и комментарий к ней).

     Комментируемая статья предусматривает, что сделки с правами пользования

участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими

в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством,

а в части, не урегулированной им, гражданским законодательством. В соответствии

со ст.22 ЛК РФ (см. комментарий) правами пользования участками лесного фонда

(титулами права лесопользования) признаются: аренда, безвозмездное пользование,

концессия и краткосрочное пользование. Правами пользования участками лесов,

не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное

пользование. Порядок совершения сделок, влекущих переход указанных прав пользования,

определен в ст.24 ЛК РФ. Так, лесопользователи вправе с согласия собственника

передать право пользования участком лесного фонда или право пользования участком

леса, не входящим в лесной фонд, лицу, которое не является его правопреемником,

по договору. В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему

право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или

законом. При реорганизации юридического лица - лесопользователя его право

пользования переходит к другому юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного

юридического лица.

     Право пользования участком лесного фонда и право пользования участком леса, не входящим в лесной фонд, может переходить к другому лицу при условии

сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника необходимых

средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на осуществление

соответствующей деятельности. Переход права пользования участками лесного

фонда оформляется путем внесения изменений в договор, лесорубочный билет,

ордер или лесной билет. Переход от одного лица к другому права пользования

участком лесного фонда, предоставленным в пользование на условиях договора

концессии, запрещается (подробнее о порядке перехода прав лесопользования

см. комментарий к ст.24).

     Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица

к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным

законодательством. Согласно ст.20 ЛК РФ древесно-кустарниковая растительность,

расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина

или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности (см. комментарий

к ст.20). Следует заметить, что специально данные вопросы пока не урегулированы

в гражданском законодательстве. Вопросы перехода права на древесно-кустарниковую

растительность при переходе права собственности на земельный участок в определенной

мере урегулированы в земельном законодательстве.

     Право частной собственности на землю получило свое конституционное закрепление:

в соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные

ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности. В ст.36 Конституции говорится, что граждане и их объединения

вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,

если это не наносит ущерба окружающей, среде и не нарушает прав и законных

интересов иных лиц.

     Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. "О праве граждан Российской

Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков

для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального

жилищного строительства"*(12) предусмотрена передача земель, используемых

в целях ведения личного подсобного хозяйства, строительства дач, индивидуальных

жилых домов, а также садоводства, гражданам в частную собственность. Земельные

участки могут находиться также в частной собственности граждан для огородничества,

животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Такая возможность допускалась ст.7 Земельного кодекса РСФСР*(13), ныне признанной

недействующей согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря

1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации

в соответствие с Конституцией Российской Федерации"*(14).

     Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РСФСР от 27 декабря 1990

г. и Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 г.*(15) (ст.1), устанавливает

право частной собственности на земельные участки, используемые для ведения

крестьянского (фермерского) хозяйства.

     Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 301 "О продаже

земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных

и муниципальных предприятий"*(16) предоставил право не только гражданам, но

и юридическим лицам при приватизации предприятий приобретать в собственность

земельные участки, на которых расположены эти предприятия. Этот Указ установил

право частной собственности на земельные участки, предоставленные гражданам

и их объединениям для предпринимательской деятельности. Таким образом, в земельном

законодательстве определено целевое назначение земельных участков, которые

могут находиться в частной собственности.

     На этих земельных участках может располагаться древесно-кустарниковая

растительность: на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях,

предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях населенных

пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и

иного строительства (за исключением городских лесов), а также на землях других

категорий, например на землях промышленности. Такая древесно-кустарниковая

растительность может находиться, как уже говорилось выше, в частной собственности.

     Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права

владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему

усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,

не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые

законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность

другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования

и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими

способами, распоряжаться им иным образом.

     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г.

N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России"*(17) граждане и юридические лица - собственники земельных участков

имеют право продавать, передавать по наследству земельный участок или его

часть в качестве взноса в уставной фонд (капиталы) акционерных обществ, товариществ,

кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. В связи с этим переход

права собственности на земельный участок влечет одновременно и переход права

собственности на древесно-кустарниковую растительность, произрастающую на

нем.


Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 0

Работа с документами:

Сохранить в формате MS Word
Версия для печати

Дополнительно:

Опубликовано: 18 марта 2009 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4869
Вступает в силу:18 марта 2009 г.

Принят Государственной Думой 11 февраля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 4 марта 2009 года

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3599, 3616) следующие изменения:

1) статью 21 дополнить частью 51 следующего содержания:

"51 . В защитных лесах предусмотренная частью 5 настоящей статьи вырубка деревьев, кустарников, лиан допускается в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

2) в статье 29:

а) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.";

б) дополнить частью 81 следующего содержания:

"81 . В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.";

в) дополнить частью 82 следующего содержания:

"82 . В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.";

3) статью 32 дополнить частью 41 следующего содержания:

"41 . В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.";

4) в статье 38:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.";

б) дополнить частью 31 следующего содержания:

"31 . Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.";

5) статью 46 дополнить частью 21 следующего содержания:

"21 . В случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.";

6) часть 6 статьи 75 признать утратившей силу;

7) пункт 1 части 6 статьи 79 изложить в следующей редакции:

"1) проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;";

8) в статье 81:

а) пункт 36 дополнить словами "и осуществление в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственного лесного контроля и надзора";

б) пункт 37 изложить в следующей редакции:

"37) установление порядка осуществления государственного пожарного надзора в лесах и осуществление государственного пожарного надзора и мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;";

в) в пункте 41 слова "и установление" заменить словами ", установление и изменение";

г) дополнить пунктом 411следующего содержания:

"411 установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;";

9) статью 82 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11 определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;";

10) в части 1 статьи 83:

а) в пункте 4 слова "(в том числе тушения лесных пожаров)" заменить словами "(в том числе осуществления мер пожарной безопасности)", после слов "воспроизводства лесов" дополнить словами "(в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов)";

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса;";

11) пункт 7 части 2 статьи 91 дополнить словами ", в том числе о лесном семеноводстве";

12) в статье 96:

а) в части 2 слова "со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса" заменить словами "с настоящим Кодексом и другими федеральными законами";

б) дополнить частью 21следующего содержания:

"21. Государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.";

в) дополнить частью 22 следующего содержания:

"22 . Особенности правового положения указанных в части 21 настоящей статьи государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

г) дополнить частью 31 следующего содержания:

"31 . Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".";

д) дополнить частью 32 следующего содержания:

"32 . Государственные органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, и указанные в части 21 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".";

е) дополнить частью 33 следующего содержания:

"33 . Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор, определяются Правительством Российской Федерации.";

13) статью 97 изложить в следующей редакции:

"Статья 97. Государственный пожарный надзор в лесах

1. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.

2. Государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

3. Особенности правового положения указанных в части 2 настоящей статьи государственных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством Российской Федерации.";

14) в пункте 3 части 2 статьи 102:

а) в подпункте "в" слово ", лесопарки" исключить;

б) дополнить подпунктом "в1 " следующего содержания:

1 лесопарковые зоны;";

15) статью 105 изложить в следующей редакции:

"Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

5. В зеленых зонах запрещаются:

1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

16) в части 3 статьи 108 слова "и установление" заменить словами ", установление и изменение";

17) в части 4 статьи 109 слова "и установление" заменить словами ", установление и изменение".

Статья 2

В части третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1316; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 2004, N 27, ст. 2711) слова "участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле" заменить словами "осуществляющие заготовку древесины, переработку древесины и иных лесных ресурсов".

Статья 3

В части девятой статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498) слова "уполномоченным федеральным органом исполнительной власти" заменить словами "уполномоченными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2003, N 46, ст. 4444; 2007, N 1, ст. 21) следующие изменения:

1) в части второй статьи 22 слова "осуществлении лесных пользований" заменить словами "использовании лесов";

2) в абзаце 3 части третьей статьи 36 слова "и владельцам лесного фонда" исключить;

3) в части третьей статьи 37 слова "владельцами лесного фонда на указанной территории," исключить;

4) в абзаце 12 части первой статьи 40 слова ", владельцами лесного фонда" исключить;

5) в части первой статьи 44 слова "владельцев лесного фонда," исключить.

Статья 5

Часть пятую статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 31, ст. 3834; 2002, N 26, ст. 2516; 2003, N 2, ст. 167; 2007, N 1, ст. 21; N 32, ст. 4121; 2008, N 52, ст. 6227) дополнить абзацем следующего содержания:

"государственным органам и государственным учреждениям, которые в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор.".

Статья 6

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 30, ст. 3597) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 24 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.";

2) пункты 5 и 6 статьи 86 признать утратившими силу;

3) в статье 98:

а) в пункте 2 слово "лесопарки," исключить;

б) пункт 4 признать утратившим силу.

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 44 слова "включающие в себя" исключить;

2) в пункте 2 статьи 52 слова "включающие в себя" исключить;

3) пункт 1 статьи 61 изложить в следующей редакции:

"1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.".

Статья 8

Внести в статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 слова ", за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель," исключить;

2) часть 2 признать утратившей силу.

Статья 9

В пункте 2 части 14 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 19) слова "участками лесного фонда" заменить словами "лесными участками".

Статья 10

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, 3599) следующие изменения:

1) дополнить статьей 81 следующего содержания:

"Статья 81

Лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.";

2) дополнить статьей 82 следующего содержания:

"Статья 82

Допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.";

3) дополнить статьей 102 следующего содержания:

"Статья 102

Лесные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам в виде служебных наделов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.";

4) пункт 13 статьи 33 признать утратившим силу.

Статья 11

Пункт 11 статьи 3 и пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2455) признать утратившими силу.

Статья 12

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов "а" и "б" пункта 8, подпункта "б" пункта 10, пунктов 12 и 13 статьи 1, статей 3 и 5 настоящего Федерального закона.

2. Подпункты "а" и "б" пункта 8, подпункт "б" пункта 10, пункты 12 и 13 статьи 1, статьи 3 и 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

3. Поручить Правительству Российской Федерации до 1 января 2010 года определить особенности правового положения государственных учреждений, указанных в частях 2 [1] , 2 [2] , 3 [2] статьи 96 и статье 97 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), разработать и утвердить иные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), а также привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

ЗАКОН № 172

Статья 8. Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

(часть первая в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 111-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)



http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147262/?frame=1
© КонсультантПлюс, 1992-2015

Статья 49. Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение




Позиции высших судов по ст. 49 АПК РФ >>>




1. Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

2. Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

4. Стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса.

5. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.